Будь умным!
Содержание:
- Основные области работы
- История появления профессии
- Особенности работы
- Профессиональные обязанности
- Связь товароведения с другими научными дисциплинами
- Сущность, цели и задачи товароведения
- Плюсы и минусы профессии
- История развития товароведения
- Где получать образование
- Принципы товароведения
- Карьерные перспективы
Основные области работы
Спектр обязанностей товароведа широк, их условно разделяют на 4 основных группы:
- Закупки. Задача работника по закупкам – проанализировать уровень продаж, зависимость спроса от внешних факторов (сезон, праздники). На основе анализа он создает лист закупок – список товаров, которые нужно заказать у поставщика.
- Брак. Специалист по качеству продукции должен ежедневно отслеживать соответствие товара стандартам. Также он отбраковывать (списывать) продукцию, у которой вышел срок годности.
- Работа на складе. Кладовщик руководит процессом приемки и погрузки товара. Он сверяет соответствие количества заказа, целостность упаковки.
- Претензионная деятельность. Этот работник принимает претензии от покупателей и перенаправляет их производителям. Также в его компетенции проблемы задержки доставки.
На небольших предприятиях один работник совмещает все виды работ.
История появления профессии
История профессии товаровед насчитывает десятки веков. Древнеримские ученые посвящали свои труды подробному описанию способов переработки и хранения сельскохозяйственных культур. В Древнем Риме впервые была разработана система оценки качества товара. В современном виде профессия сформировалась в средневековой Италии. Благодаря своему географическому положению, этой стране удалось стать посредником между западными и восточными рынками. В 1549 г. открылась первая в мире кафедра товароведения. Ее студенты изучали фармакологические материалы: сырье животного и растительного происхождения, методы сбора, транспортировки и длительного хранения скоропортящихся продуктов.
В России до 18 века товароведение не было отдельной профессией. Функции эксперта по сырью и продукции выполняли производители и купцы. Начиная с середины 20 века, под влиянием стремительного развития экономики, товароведение быстро стало популярным и выделилось в отдельную науку.
Особенности работы
От товароведа зависит работа всего магазина или склада. Он руководит каждым этапом деятельности торговой точки: от заказа товара до списания просроченной продукции. Профессиональный товаровед должен обладать навыками менеджера и маркетолога. Формируя список продукции для заявки, он ориентируется на потребности покупателей. Но при этом в его задачу входит внедрять новые виды товаров и стимулировать покупателей дегустировать его. Специфика оценки покупательской способности зависит от типа магазина. Товаровед в магазине одежды должен следить за модными тенденциями. Работник торговой точки с бытовой техникой должен следить за новинками, разбираться в плюсах и минусах каждой модели.
Если товаровед ошибется и закажет невостребованный товар, прибыль магазина упадет. Чтобы стимулировать рост продаж, товароведы должны разрабатывать и проводить различные рекламные акции, формировать предложения по скидкам.
Отслеживая весь процесс работы с товаром, специалист со временем учится только по внешнему виду определять, соответствует ли продукция заявленным требованиям. Эксперты, работающий в лаборатории, делают подробный анализ, используя специальное оборудование и хим. вещества.
Профессиональные обязанности
Товароведение – сфера деятельности, сочетающая разноплановые задачи, требующие непосредственного контроля и участия ответственного за них работника. В список ежедневных обязанностей товароведа входит:
- проверка товара на торговой точке, переучет;
- дозаказ товара по мере необходимости;
- проверка соответствия новых позиций стандартам качества;
- контроль срока годности;
- прием поставки, сверка по накладной;
- пересчет цены с учетом наценки;
- размещение товарных блоков в торговом зале;
- проверка целостности упаковок;
- контроль за соблюдением правил хранения;
- составление отчетной документации, создание заявок и претензионных документов.
В большинстве компаний у товароведа есть дополнительные обязанности, связанные со спецификой вида деятельности.
Связь товароведения с другими научными дисциплинами
Товароведение предусматривает широкое использование сведений и положений различных научных дисциплин.
Философия вооружает товароведение диалектическим методом познания потребительной стоимости и качества товаров.
Макро- и микроэкономика позволяют познать товар как экономическую категорию, место и роль товара в механизме рыночных отношений, раскрывают природу спроса и предложения товара на рынке, порядок формирования цен на товары.
Маркетинг позволяет определить эффективные пути продвижения товара на рынке от изготовителя до конечного потребителя для получения устойчивого уровня прибыли с учетом исследования качества товаров, их потребительских свойств, емкости рынка и наличия конкурентов.
При исследовании свойств товара, разработке методов определения показателей качества в товароведении используются знания таких наук, как химия, физика, биология, математика.
Химические методы применяют при изучении состава сырья и исходных материалов и их влияния на потребительские свойства, при исследовании влияния химически агрессивных сред на свойства товара, что помогает управлять процессами при изготовлении, хранении и потреблении товаров.
Физика позволяет изучать в товароведении механические, электрические, термические и другие физические свойства товаров на основе новейших методов и приборов, разработанных в фундаментальной науке.
Знания в области биологии позволяют исследовать процессы и изменения в товарах органического состава под влиянием микроорганизмов.
Технические и технологические дисциплины (технологии отраслей промышленности, производящих товары, материаловедение) позволяют изучать формирование свойств товара, причины появления в товарах изъянов и пути их устранения.
Смежные специальные торговые дисциплины (управление и организация торговли, финансы, статистика торговли и др.) обогащают товароведение знаниями в области социально-экономических, организационных и правовых вопросов
Сущность, цели и задачи товароведения
Основными категориями дисциплины являются понятия: «продукция», «товар», «товароведение».
Продукция — материальный и нематериальный результат деятельности (процесса), предназначенный для удовлетворения реальных и потенциальных потребностей.
Товар — это объект купли-продажи и средство удовлетворения потребностей потребителей.
Товар как продукт труда имеет двойственный характер. С одной стороны, он обладает меновой стоимостью, с другой — потребительной стоимостью.
Стоимость товара характеризуется затратами общественно необходимого труда на его проектирование, производство и распределение. Выражением стоимости товара является его цена.
Потребительная стоимость товара – характеризуется тем, что товар должен обладать полезностью. Полезность товара — это его способность удовлетворять определенные потребности человека.
Товароведение — наука и учебная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительную ценность, и факторах обеспечения этих характеристик.
Предметом товароведения являются потребительные ценности товаров, а также методы их познания и обеспечения. Только потребительная ценность делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека.
Цель товароведения — изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.
Задачи товароведения:
- четкое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную ценность;
- установление принципов и методов товароведения, обуславливающих его научные основы;
- систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;
- изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной и торговой организации;
- определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров;
- выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;
- информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя;
- обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;
- установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению.
Плюсы и минусы профессии
К основным преимуществам профессии товароведа относятся:
- быстрое развитие карьеры;
- разностороннее профессиональное развитие;
- широкий выбор вакансий;
К основным минусам можно отнести:
- невысокий заработок на старте карьеры;
- высокий уровень ответственности;
- необходимость одновременно выполнять несколько разноплановых задач.
Товароведение относится к профессиям с высоким уровнем стресса. Будучи материально-ответственным лицом, работник должен следить за сохранностью всего товара, предотвращая его порчу и кражу. Эта должность не подойдет людям с легко возбудимой нервной системой, имеющим низкую самооценку, склонным к апатии.
История развития товароведения
Возникновение и формирование товароведения как научной дисциплины совпадает с развитием товарного производства и торговли. Зарождение отечественного товароведения относится к XVI в. В 1575 г. в России была издана первая книга, в которой «описаны всяких земель товары различные», под названием «Торговая книга».
В развитии товароведения с момента возникновения по сегодняшний день следует выделить три этапа: товароведно-описательный, товароведно-технологический и товароведно-формирующий.
1. Товароведно-описательный этап длился с середины XVI до начала XVIII в. Он характеризуется созданием руководств с описанием свойств и способов использования отдельных товаров. К этому времени относится выход в свет книги профессора Геттингенского университета Бек-мана «Введение в товароведение, или Ученье о важнейших иностранных товарах» (1774). На этом этапе товары, как правило, описывались в алфавитном порядке без определенной систематизации.
2. Товароведно-технологический этап продолжался с начала XVIII до середины XX в. На этом этапе основное внимание уделялось изучению свойств товаров и влиянию на них технологических операций процесса производства. Развитие товарного обращения в этот период вызвало необходимость подготовки квалифицированных специалистов в области товароведения. Их стали готовить специальные учебные заведения, где товароведение преподавалось как самостоятельная дисциплина. В России первым таким заведением было Московское коммерческое училище, открытое в 1772 г. В 1906 г. был издан фундаментальный учебник «Руководство по товароведению с необходимыми сведениями из технологии», написанный профессорами Московского коммерческого института П. П. Петровым и М. Я. Никитинским, ставший наиболее значительным трудом на това-роведно-технологическом этапе развития товароведения.
3. Товароведно-формирующий этап начинается с 50-х годов XX в. В этот период из товароведения выделяются в самостоятельные научные дисциплины материаловедение и основы технологии производства отдельных групп товаров. В товароведении отходят от детального изучения сырья и материалотехнологии производства изделий
Основное внимание уделяется изучению потребительских свойств товаров, формированию ассортимента и качества товаров и управлению этими процессами на этапах распределения и потребления.
Где получать образование
Получить образование по специальности «Товаровед» можно получить в ВУЗе, предлагающем следующие направления обучения:
- «Товароведение»;
- «Торговое дело»;
- «Технология производства и переработки с/х продукции».
Для большинства вакансий достаточно общего образования, но работа с некоторыми видами товаров требует узкоспециализированных знаний. Например, товаровед в книжном магазине должен обладать высоким уровнем знаний именно о книгах и работе с ними.
Чтобы поступить, нужно сдавать ЕГЭ и экзамены по основным предметами (русский язык и математика), и добавочным, которые назначает конкретный ВУЗ: история, информатика или иностранный язык. :
Ведущие ВУЗы России, предлагающие обучение по специальности «Товаровед»:
- РЭУ им. Г. В. Плеханова;
- МГИМО;
- МГУ им. М. В. Ломоносова;
- МГТУ им. Н. Э. Баумана;
- Государственный университет управления.
Получить образование можно и на последипломных курсах. Очную форму обучения предлагает Академия рынка труда, заочно-дистанционную – Международная Академия Экспертизы и Оценки. Курсы длятся до 3 месяцев. По окончании студент получает диплом государственного образца.
Принципы товароведения
Товароведение базируется на определенных принципах.
Принцип (лат. principium — основа, начало) — основное исходное положение какой-либо теории, учения, руководящая идея, основное правило деятельности.
Принципами товароведения являются безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость и систематизация, соответствие.1. Безопасность — основополагающий принцип, который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром (или услугой, или процессом) ущерба жизни, здоровью и имуществу людей.
В то же время в товароведении принцип безопасности для товаров и окружающей среды должен соблюдаться и в отношении процессов упаковывания, транспортирования, хранения, предреализационной подготовки к продаже. Безопасными должны быть упаковка, окружающая среда и др.2. Эффективность — принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации) товаров.
Все виды товароведной деятельности должны быть направлены на повышение эффективности. Это достигается комплексным подходом, основанным на выборе таких методов и средств, которые обеспечивают наилучшие конечные результаты при минимальных затратах. Так, эффективность упаковки или хранения определяется количеством сохраненных товаров надлежащего качества и затратами на эти процессы.3. Совместимость — принцип, определяемый пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий.
Совместимость товаров принимается во внимание при формировании ассортимента, размещении их на хранение, выборе упаковки, а также оптимального режима. Так, использование несовместимых пищевых продуктов может вызвать серьезные нарушения обмена веществ у человека.4. Взаимозаменяемость — принцип, определяемый пригодностью одного товара, процесса или услуги для использования вместо другого товара, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований
Взаимозаменяемость товаров обусловливает конкуренцию между ними и в то же время позволяет удовлетворять аналогичные потребности различными товарами. Чем ближе характеристики отдельных товаров, тем больше они пригодны к взаимозаменяемому использованию.5. Систематизация — принцип, заключающийся в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров, процессов или услуг.
Системный подход позволяет увидеть товар, его товароведные характеристики, процессы по обеспечению качества и количества как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.6. Соответствие — принцип, заключающийся в соблюдении установленных требований. При этом характеристики товаров или процессов производства, транспортирования, хранения, реализации и эксплуатации должны соответствовать регламентируемым требованиям нормативных документов или запросам потребителей.
На этом принципе базируется определение градаций качества, выявление дефектов и прогнозирование сохраняемости товаров.
Карьерные перспективы
Начав карьеру, товаровед сразу же оказывается в выгодном положении. В отличие от рядовых сотрудников, он напрямую взаимодействует с управляющим звеном. На крупных предприятиях в подчинении у товароведа находятся продавцы, мерчандайзеры, кладовщики. И если он приложит усилия, чтобы зарекомендовать себя как ответственного работника, при появлении вакансии на одну из управляющих должностей его кандидатура будет рассматриваться первой. Чаще всего товароведы становятся руководителем отдела, администратором торгового зала, и в дальнейшем могут стать директором магазина.